Технология нанесения масла osmo 1001kraska.ru.


книги о городе
Щербинка очерк 1967 г. В. Л. Бек
Щербинка Исторический очерк 2001 г. Е. П. Зиновьев
Щербинка, город мой родной 2005 г. 30-летие города

Устав города Щербинки 2006 год
Устав города Щербинки 2001 год
История Щербинки
Щербинка в наши дни
Географическое положение Щербинки
Описание границ города Щербинки
Герб города Щербинки
Положение о Гербе
Флаг города
Положение о Флаге
Гимн города Щербинки
Песня о моем городе
Вальс Щербинки
С днем рождения, Щербинка
Песня о Щербинке


  ЩЕРБИНКА ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 2001 года   



Разделы:
Щербинка смотрит в будущее
Так начиналась Щербинка
Новомосковский микрорайон
Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ
Градообразующие предприятия
Лифтоград
Щербинский электроплавленный огнеупор
ЗАО НТЦ "Бакор"
Завод художественных промыслов и сувениров
ФГУП "99-й ЗАТО"
ОАО "Транссвязь"
Строительно-монтажный поезд № 380
ФГУП "Мослеспроект"
Больнично-поликлинический комплекс
Городская стоматологическая поликлиника
Дом Культуры
Колледж искусств
Культурно-молодежный центр
Центральная библиотечная система
Московский областной филиал ВЭГУ
Школа № 5
Торговля, предпринимательство...
Городское хозяйство
Город смотрит в будущее
Содержание



Так начиналась Щербинка

       Город Щербинка расположен на 28-м километре от Москвы, между Московско-Курским отделением Московской железной дороги и Симферопольским шоссе. Площадь города - 550 тыс. м2, численность населения -30 тыс. человек.
       Всего десять километров отделяют Щербинку от Московской кольцевой автодороги; с двух сторон город охватывает столица - многоэтажки Южного Бутово подступают почти вплотную. На его территории размещены три градообразующих предприятия: ОАО "Щербинский лифтострои-тельный завод", ОАО "Щербинский завод электроплавленных огнеупоров", ОАО "Подольскогнеупор", а также свыше 200 малых и средних предприятий, обеспечивающих материальную базу для его развития.
       Свое имя Щербинка получила по названию одноименной деревни -ближайшего к железнодорожной станции населенного пункта, именуемого так по фамилии помещика Щербы.
       Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой. Еще в самом начале XIX века на месте нынешних деревни Щербинки, рощи Липки и Милицейского микрорайона лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоящее тогда из 7 дворов.



       В 1812 году, после изгнания Наполеона, помещик Щерба в свое родовое имение не вернулся и с тех пор имение перепродавалось из рук в руки. Житель деревни Щербинки К.М.Бородкин представил документ, датированный 1858 годом. Из него следует, что в то время владелицей Щербинки была некая Е.В.Кроткова. По ее заказу был составлен план поместья.
       В самом начале 60-х годов XIX века имение перешло в руки богатого ростовщика Н.О.Сушкина. Щербинское владение он использовал как продуктивное подсобное хозяйство. После так называемого освобождения крестьян в 1861 году крестьяне Щербинки получили надел земли из расчета по 1 десятине надушу: всего 85 десятин земли. /Подольский уезд Московской губернии: Стат.-экон. очерк. - М.: Типография Подольского исполкома, 1924. - С. 118-119./ Эти крестьянские десятины и легли в основу будущих земель сначала поселка, а затем и города Щербинки.
       Господская часть имения Сушкина подверглась переделке: жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги в глубь участка, за пруд, где были построены 2 жилых дома со службами, 5 дач, разбит парк на площади в 1 га, расчищен пруд, построена купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад. Дачи сдавались на летний период московским жителям, среди которых в основном были французы.
       После революции 1917 года в поместье было 400 десятин пашни, 200 десятин лесных, угодий, стадо крупного рогатого скота и 12 голов лошадей.
       В 70-е годы XIX века была построена железная дорога из Москвы на Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало - стояла одна путевая казарма рабочих железнодорожных путей. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливался у этой казармы.



       В 1890 году Сушкин и владелец шерстяной фабрики, расположенной на берегу Десны (ныне фабрика им. 1 Мая), добились у владельцев железной дороги учреждения остановочного пункта под названием "Платформа Щербинка". От платформы тянулись поля крестьян, и Сушкин выкупил у них полосу земли от своей усадьбы до железнодорожной платформы и построил на ней шоссейную дорогу на европейский лад, украсив ее по обочинам деревьями и скамейками для отдыха (ныне улица им. 40 лет Октября). В начале дороги были установлены шлагбаумы. По соседству с имением Сушкина находились угодья Захарьинской церкви, сыгравшей немаловажную роль в истории Щербинки. Селение Захарьино получило свое название, по рассказам старожилов, в честь атамана Захарки, стоявшего с войсками в этих местах с целью защиты Москвы от татарских набегов.
       В XIX веке селением владел купец Н.Д.Захаров. В конце XIX века этот предприимчивый купец на захарьинских жирных красных глинах заложил кустарное кирпичное производство. В 1900 году в нем было 39 дворов, где проживало 100 мужчин и 117 женщин. Имелась школа, в которой обучалось 67 человек.
       В 1901 году владельцем деревни становится мелкий предприниматель В.В.Белоусов. Он расширил производство кирпича, обновил оборудование. По в целом оно по-прежнему оставалось полукустарным и располагалось на территории нынешней Щербинской фабрики сувениров и художественных промыслов. Там же стояли бараки для рабочих и одноэтажный домик, в одной из половин которого была квартира Белоусова, а в другой -контора предприятия. Это маленькое полукустарное кирпичное производство стало отправной точкой будущей индустрии Щербинки.
       Как она выглядела в то далекое от нас время? От железнодорожной платформы дорога уходила к старинным селам Никольское и Остафьево и дальше к шерстяной фабрике Баскакова (ныне фабрика им. 1 Мая); южнее, справа от железной дороги, на возвышенности находилось принадлежавшее помещику Дружинину имение Барыши с парком, прудом и большим фруктовым садом. А от кирпичного заводика Белоусова к Подольску значительная часть Захарьинских земель была скрыта от дороги лесом, состоящим из берез и дубовых рощ с подлесками, бархатисто-зелеными опушками и глухими чащобами. И не было признаков того, что на месте этих дубрав меньше чем через полвека широкими асфальтированными улицами развернется большой, многотысячный поселок-город.



       В 1918 году национализируется и поместье Сушкина. В 1920 году там был организован совхоз. Позже, в 1922 году, управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский. Он сумел восстановить хозяйство и вернуть ему былую продуктивность. В 1925 году совхоз был передан первому Государственному конному заводу имени С.Каменева, а затем в 1931 году перешел в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД.
       После гражданской войны Захарьинский сельский совет со всеми землями и селениями, в том числе и Щербинкой, вошел в непосредственное подчинение Подольского уездного исполнительного комитета, С началом индустриализации в Советском Союзе, когда многократно возросла потребность в кирпиче, 27 июня 1928 г. в соответствии с директивами первого пятилетнего плана 1928-1932 годов Подольский уездный исполком обратился в Московский областной Совет депутатов с просьбой разрешить построить два кирпичных завода: один в Бутове с производственной мощностью 10 млн. шт. кирпича в год, другой в Щербинке - 5 млн. шт. кирпича в год./Подольский рабочий. - 1928. - 27 июня./
       Для строительства завода привлекалось большое количество рабочих-сезонников из близлежащих селений: Захарьино, Захарьинские выселки. Щербинки. Часть леса была вырублена, и за построенным заводом вырос рабочий городок (на территории, где сейчас расположены завод ЭПО, НТЦ "Бакор", ДРСУ, ООО "Энсибет", "Спецгазкомплект", МУП "Водоканал" и другие предприятия и коммерческие организации). Были построены 8 бараков и 2 двухэтажных жилых дома, из них до наших дней сохранился только один дом. Впоследствии, в послевоенные годы, кирпичный завод в Бутове, оснащенный современными по тем меркам технологией и печами, объединится с Щербинским, который станет одним из крупнейших его структурных подразделений. Объединение получит наименование Бутово-Щербинский кирпичный завод и войдет в подчинение Подольского рай-промкомбината.
       С пуском нового завода на старой его территории, в помещении бывшего Красного уголка, вскоре организовалась маленькая фабрика по изготовлению клея и мыла. Но просуществовало она недолго. Изрядно отравляющая окружающую среду вредными отходами, эта фабрика в 1938 году была закрыта. В этом же году создается новое предприятие - "Щербинский штам-повочно-механический завод".



Щербинка с 1917 по 1938 год

       К 1917 году Щербинка состояла из одиннадцати дворов и не была отмечена даже на крупномасштабной карте того времени. Известна была лишь железнодорожная платформа Щербинка: официальными документами она признавалась за географический пункт. Рядом с ней находилась казарма и два домика для железнодорожных служащих. Недалеко от нее был кирпичный заводик, а тенистая мощеная дорога уходила влево от железнодорожных путей к Сушкиным угодьям /Подольский уезд Московской губернии: Стат.-экон. очерк. - М: Типография Подольского исполкома, 1924. - С. 108./; с правой стороны железнодорожной платформы "шоссейка" вела к селениям Никольское, Остафьево, к фабрике Баскакова; дальше, на пригорке, виднелись лесные кущи бывшего имения Барыши.
       С этим наследием Щербинка вошла в новую эпоху. С 1917 года деревня находилась в административном подчинении только что образованного Захарьинского сельсовета Сухановского волостного комитета Подольского уездного Комитета рабочих и крестьянских депутатов.
       Пионерами заселения будущего поселка стали железнодорожники. Они первыми обратились в органы Советской власти с просьбой выделить им земельные наделы из национализированной земли Захарьинского церковного прихода. Им был предоставлен земельный участок Поповой рощи с условием вырубки и раскорчевки леса и сдачи лесоматериалов на государственные нужды. И вот напротив здания казармы железнодорожной платформы, вдоль будущей улицы Железнодорожная, закипела работа по строительству пристанционного поселка. Активистами стройки тогда были П.М.Соколов, Н.И.Романов, А.М.Строев, Ф.М.Ефремов, Д.П.Бойцов и другие. Они стали первыми поселенцами. В 1918 году кирпичный завод Белоусова национализируется и переходит в ведение Подольского районного управления местной промышленности. К 1924 году в результате произошедших социальных потрясений - первой мировой и гражданской войн, революции, голода и разрухи - число рабочих завода сократилось со 150 до 62 человек, всего в Подольском уезде работало 5 кирпичных заводов с общим числом рабочих 490 человек, при этом план составлял 8500 тыс. шт. кирпича в год. /Подольский уезд Московской губернии: Стат.-экон. очерк. - М: Типография Подольского исполкома, 1924. - С. 108./







Щербинка 2002-2013