Автомобили купить land rover discovery sport у дилера.


книги о городе
Щербинка очерк 1967 г. В. Л. Бек
Щербинка Исторический очерк 2001 г. Е. П. Зиновьев
Щербинка, город мой родной 2005 г. 30-летие города

Устав города Щербинки 2006 год
Устав города Щербинки 2001 год
История Щербинки
Щербинка в наши дни
Географическое положение Щербинки
Описание границ города Щербинки
Герб города Щербинки
Положение о Гербе
Флаг города
Положение о Флаге
Гимн города Щербинки
Песня о моем городе
Вальс Щербинки
С днем рождения, Щербинка
Песня о Щербинке


  ИСТОРИЯ ЩЕРБИНКИ  



        Родословная Щербинки уводит нас к началу прошлого века... Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой... Еще в самом начале XIX века на месте теперешней Щербинки, урочища Липки и Милицейского поселка, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов. Так и называли крепостных:
       - Чьи вы, мужики?
       - Да, вишь. Щербины мы...
       А позже и все сельцо стали называть: Щербинка.



        В 1812 году, при нашествии Наполеона на Москву, бежал Щерба из своего поместья, зарыв где-то у прудов все имевшиеся ценности. После изгнания Бонапарта Щерба в свое родовое имение не вернулся, с тех пор оно перепродавалось из рук в руки.





        В самом начале шестидесятых годов имение перешло к Н.О. Сушкину, который сохранил свое поместье до самой революции. Сушкин был богатым ростовщиком, имел поместья в других областях и Щербинское владение использовалось им как продуктивное подсобное хозяйство. В Щербинке постоянно он не проживал, проводя в ней только летние месяцы, как на подмосковной даче. Тем не менее, хозяйство при нем стало доходным и благоустроенным.





        Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Вот эти-то крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки. Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад, позже приносивший хозяину немалый доход. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: "Добро пожаловать". У ворот заведена новинка, солнечные часы, все было рассчитано на большие приемы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.





        Перед самой революцией в поместье было сто десятин пашни, двести - лесных угодий, имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка. В семидесятые годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием "Платформа Щербинка", по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трех верстах от железной дороги.





План города Щербинка



        Появилась станция, однако от поместья она была отделена крестьянскими полями, и Сушкин выкупает у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и сооружает на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая ее по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на ее остатках лежит улица 40 лет Октября).





        Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам, дорогу, земству, но принципиальный хозяин, опасаясь, что навоз от мужичьих саврасок испортит вид барской дороги, от передачи отказался, установив в ответ еще один промежуточный шлагбаум.





        С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя все пространство между железной и шоссейными дорогами. По рассказам, село это названо в честь некого атамана Захарки, еще в XVII веке стоявшего с войском в этих местах, защищавшего Москву от татарских набегов, а татары ордой стояли в селе, до сих пор сохранившем название Ордынцы. Захарьино представляло собой большое село, имевшее в XIX веке приходскую школу, и вокруг, вместе с церковными землями, лежали помещичьи усадьбы, и по одной версии, название свое село будто бы получило по имени одного из владельцев помещика Захарова. Именно на Захарьинских землях, на жирных красных глинах предприимчивый купчик заложил еще в конце XIX века кустарное кирпичное производство.





        Заводик в Щербинке купила компания "Зингер" для строительства своего предприятия в Подольске в 1900 году. После окончания строительства "Зингера" Щербинский кирпичный завод был снова продан и вскоре перешел во владение мелкому предпринимателю В. В. Белоусову, который несколько расширил производство, подновив оборудование, хотя в целом предприятие продолжало оставаться полукустарным. Рядом располагались бараки для рабочих и небольшой одноэтажный домик, в котором была в одной половине квартира Белоусова, а в другой - контора предприятия.





        От платформы вправо уходила дорога к старинному селу Никольское и Остафьево, и дальше к суконной фабрике Баскакова (теперь фабрика имени 1-го Мая). Еще южнее справа от железной дороги на возвышенности лежало имение помещика Дружинина Барыши с парком, прудом и большим фруктовым садом. А от кирпичного завода к Подольску значительная часть Захарьинских земель была закрыта от дороги частоколом белых берез и дубняка, - обыкновенным русским лесом, с его бересклетовыми подлесками, бархатисто-зелеными опушками.





        Пришел 1917 год.

       Маленькая деревушка Щербинка встретила Октябрь всего лишь семнадцатью дворами, не отмеченная даже крупномасштабными картами того времени. Была платформа Щербинка, единственно признаваемая официальными документами за географический пункт, около нее казарма, два домика для железнодорожников-служащих. Административно вся эта территория была в подчинении только что образованного Захарьинского сельсовета, в свою очередь, подчиненного Сухановскому волостному исполкому Подольского уезда. Пионерами заселения будущего поселка оказались железнодорожники. Они первые обратились с просьбой о выделении им земельных наделов из национализируемых церковных участков Захарьинского прихода. Им был представлен участок Поповой рощи, с условием вырубки и раскорчевки этого лесного участка и сдачи лесоматериалов на государственные нужды.





        Напротив здания полустанка, вдоль будущей Железнодорожной улицы, закипела работа по строительству пристанционного поселка. В 1918 году было национализировано у сына Белоусова его предприятие, а еще позже муниципализирована его дача в Захарьинских двориках. Кирпичный завод после национализации передан в ведение Подольской местной промышленности. На территории поместья Дружинина возникло Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Помещичий дом вместе с парком, прудом и садом стал Домом отдыха Исполкома Коминтерна. В 1918 году пришла очередь национализации имущества наследника Сушкина. За этим приехал в усадьбу Сухановский председатель Колоколыциков и, как передают свидетели, в жаркий летний день встретил на дорожках парка Колоколыциков возвращавшегося из купальни молодого Сушкина с женой. Только что закончил обход и осмотр владения председатель вместе со старостой.
        - Так, вот что, Николай Николаевич, - обратился к Сушкину Колоколыциков, - давай, брат, сам раздавай скот крестьянам. Отберем ведь живность-то...
        И барин, славившийся по всей округе своими либеральными, чуть ли не революционными взглядами, не нашел ничего другого для ответа:
        - Вон за дорогой пасется стадо... Берите сами, коль ваше...
        Сказал, перекинул на другое плечо мокрое полотенце и, не говоря больше ни слова, зашагал с женою к своему дому.
        Через два дня бывшая помещичья чета покинула усадьбу, навсегда.





        В 1920 году в имении был организован совхоз, но на первых порах Хозяйство захирело и пришло почти в полный упадок. Сгорел Сушкинский дом, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными желтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился старый пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Еще позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в тридцатых годах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД.





        Шло время. Отгремели залпы гражданской войны, в разрухе, в лишениях и бедности, вставала на ноги полуголодная страна, залечивая раны, нанесенные войной, восстанавливая и укрепляя хозяйство и готовясь к новым большим свершениям. Тогда мало что изменилось в районе платформы Щербинка. С проведением в общесоюзном масштабе укрупнения районов, отошло Суханове в новый Ульяновский район, и Захарьинский сельсовет со всеми своими землями стал в непосредственное подчинение Подольского Районного Исполнительного Комитета. Дождалось обновления и Щербинское наследие заводчика Белоусова. В непосредственной близости от старого завода, в 1928 году начал строиться новый, большой, кирпичный завод Райпромкомбината, первая очередь которого вступила в строй в 1928 году. Для строительства завода было привлечено большое количество сезонников-строителей. Покрывавший территорию будущего завода лес был вырублен и за заводом вырос рабочий городок, построено было восемь бараков и два двухэтажных дома.





Фотография города Щербинка


        С пуском нового завода, на старой его территории, вскоре организовалось еще одно райпромкомбинатовское предприятие - фабричка "Клей-Мыло". Однако злополучное "Клей-мыло" просуществовало недолго, изрядно отравлявшее окружающую местность вредными отходами и зловонием, оно было закрыто в 1938 году, а на его месте было создано новое предприятие - Щербинский штамповочно-механический завод, вошедший в строй в феврале 1938 года. В 1930 году у железнодорожной платформы начале строиться Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, работы были закончены в 1932 году. Так были созданы три основных промышленных предприятия, ставшие стержнем, около которого стал формироваться рабочий поселок.





        С 1937 года начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск. Железнодорожники стали обосновываться в Щербинке. На отведенных землях появляется крупный застройщик. Всесоюзный трест по строительству внеклассных мостов НКПС (Мостотрест). Вдоль Серпуховского шоссе возникла цепочка двухэтажных типовых домиков мостовиков под названием поселок Мостотреста. До сорокового года были заселены два, и в лесах стоял третий дом. Одновременно железной дорогой на отведенных землях строились бараки для рабочих-строителей.





        Отчуждение земель у Щербинской сельхозартели компенсировано передачей артели земельного участка в 68 гектаров подсобного хозяйства Колонии им. 1-го Мая. В 1938 году был утвержден проект нового жилого района для Московских переселенцев, терявших жилую площадь в Москве, в связи с реконструкцией столицы, особенно ее центра.





Фотография города Щербинка


        Таким образом, уже в конце 1938 года был фактически создан значительный населенный пункт, совершенно закономерно и своевременно встал вопрос о его имени и статусе. 13 декабря 1938 года населенный пункт Щербинка был переименован в рабочий поселок.





        В 1939 году утвержден проект планировки молодого поселка, этим же летом поссовет приступил к отводу участков для индивидуального строительства переселенцев из Москвы. Закладывался новый район поселка. Новомосковский. Одновременно начался отвод и распланировка участков под строительство индивидуальных дач работников 1-го Государственного подшипникового завода, и на карте появился еще один район, Шарики.





        Удовлетворена заявка Подольского завода имени Орджоникидзе в отводе участков для постройки заводом индивидуальных домиков для переселения работников завода в Щербинку. Так на плане поселка рядом с Мостотрестом вырастают улицы района Орджоникидзе. Центр поселка определялся в районе кирпичного завода, поскольку там проживало уже 7 500 человек из общего количества населения Щербинки в 11 200 человек на площади в 606,6 гектара.





        К строительству намечались первоочередные объекты общественного значения: школа-семилетка, два магазина, пожарное депо, резервуары для воды, колодцы, мостики и т. д. Освоение под жилье значительных площадей на жирных Щербинских глинах создавало большие трудности, т. к. при малейшем дожде, а тем более при весеннем половодье, все кругом превращалось в вязкое месиво, в котором останавливался не только транспорт, но иногда становились недоступными для пешеходов немощенные улицы и проходы между бараками. В урочище Глебов парк (Липки) Районному отделу народного образования отводится участок в 4 гектара для строительства первой школы-семилетки. Для железнодорожников, переселяемых из временных жилищ/ разбросанных по Московско-Курской железной дороге, в Щербинке выделено 15 гектаров. В этот же период проложен тупиковый подъездной путь к кирпичному заводу, а платформа Щербинка переименована в станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги.





        Планам мирного строительства не суждено было сбыться. Настал черный день 22 июня 1941 года, грянула Великая Отечественная Война.
       Почти полностью прекратилось в Щербинке всякое строительство.
        Осенью 1941 года рвущиеся к столице фашистские полчища близко подошли к Подольску. Щербинка стала прифронтовой полосой, через ее территорию легли рубежи оборонительного пояса Москвы. Обнажилась и опустела Щербинка. Население ее упало до 6000 человек. Почти половина мужского населения ушла в ряды Красной Армии. В освобожденных и пустующих жилищах расквартировывались резервные части Красной Армии. 15 декабря остановился кирпичный завод и простоял до 1943 года, на военные нужды переключился штамповочный. Резкий недостаток топлива и близость фронта привели к тому, что на территории поселка были почти полностью вырублены остатки леса, пострадали сады и парки бывших помещичьих усадеб, за исключением сильно поредевших Барышей и Липок. Значительно отступили от Серпуховского шоссе границы лесного массива.





        После долгожданной победы вся страна возрождалась к новой жизни; в Щербинке снова бурно развертывается строительство. Застраивается центральный район поселка, вырастают благоустроенные 3- и 4-этажные дома, на площади строится Дом культуры, понемногу вырисовываются контуры Театральной улицы. Душой застройки центра и всей южной части поселка, финансистом, был старый кирпичный, а вернее, в то время уже Огнеупорный завод. С его капиталовложениями и конкретной помощью появляются первые культурные магазины, медицинские учреждения, проводятся мероприятия по общему благоустройству. Такая же роль, инициативы и финансирование, в северной части поселка принадлежит ЦНИИ МПС. Одновременно с развитием своей производственной базы (кольцо). Институт ведет строительство капитальных 3- и 4-этажных жилых зданий, принимая на себя сооружение других общественных объектов и коммуникаций. Ему же принадлежит честь быть пионером застройки микрорайона № 2, большого пустыря между районами Центральным (Кирпичным) и Северным (Люблинским), использовавшегося населением под картофельное поле.





        В 1950-м году в Щербинку прибывает Головной ремонтно-восстановительный поезд № 1 МПС (ГОРЕМ-1), строительная организация железнодорожников. В Люблинском микрорайоне за короткий срок было построено 17 двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть двухэтажных деревянных, затем три четырехэтажных и даже один пятиэтажный дом. Для города заложены артезианская скважина, водонапорная башня, большая котельная, уложены коммуникации водопровода, канализации, паропровода. Немалую долю в освоение поселка внесла Московско-Курская, а ныне Московская железная дорога. Железнодорожники по окончании строительства первоначальных своих восьмиквартирных домов в два этажа, перешли к постройке четырехэтажных домов, построили свою котельную, обеспечили жилые дома водой, канализацией и теплом.





        В 1950 году на землях подсобного хозяйства начал строиться городок московской милиции: сначала появились деревянные строения, а позже стали возводиться капитальные здания. В 1955 году на пустынных землях, выделенных Геологонефтеразведке, вырастает еще одно значительное предприятие. Московский опытно-экспериментальный лифтостроительный завод треста Союзлифт Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения.





        Интенсивно Щербинка начала расти и благоустраиваться с 1957 года. Одевались в асфальтовые одежды дороги, центральные улицы, появились уличные фонари, канализация, уличные водостоки. В 1961 году строится АТС, у жителей поселка появляются телефоны. Бич Щербинки, ее непролазная грязь, понемногу уходит в прошлое. В 1962 году ГОРЕМ-1 возводит на Садовой улице первый 5-этажный панельный жилой дом.





Щербинка 2002-2013