книги о городе
Щербинка очерк 1967 г. В. Л. Бек
Щербинка Исторический очерк 2001 г. Е. П. Зиновьев
Щербинка, город мой родной 2005 г. 30-летие города

Устав города Щербинки 2006 год
Устав города Щербинки 2001 год
История Щербинки
Щербинка в наши дни
Географическое положение Щербинки
Описание границ города Щербинки
Герб города Щербинки
Положение о Гербе
Флаг города
Положение о Флаге
Гимн города Щербинки
Песня о моем городе
Вальс Щербинки
С днем рождения, Щербинка
Песня о Щербинке


  ЩЕРБИНКА ОЧЕРК 22 мая 1967 года   
1



Глава 1. Предыстория.
Глава 2. От Октября до рабочего поселка.
Глава 3. Рабочий поселок.
Глава 3. ...Вместе со всей страной...
Глава 4. Щербинка наших дней.




Глава 2. От Октября до рабочего поселка.


       Пришел 1917 год.
       В феврале рухнула Романовская империя, а еще через восемь месяцев очистительная Октябрьская буря окончательно смела основы старой капиталистической России. Наступила новая эра, эра демократии и социализма. Первые меры молодого Советского государства медленно, но неумолимо проникали в наши края, опрокидывая старые порядки наа землях Щербинки.
       Но существовал-ли такой населенный пункт вообще?
       Была маленькая деревушка Щербинка, встретившая Октябрь всего лишь семнадцатью дворами, не отмеченная даже крупномасштабными картами того времени. Была платформа Щербинка, единственно признаваемая официальными документами за географический пункт, около нее казарма, два домика для железнодорожников-служащих. Недалеко от платформы кирпичный заводик, а влево от путей тенистая, мощеная дорога уходила к Сушкинским угодьям, с другой стороны, за платформой шоссейка уводила нас к Никольскому, Остафьеву, Баскаковской фабрике, а еще дальше на пригорке виднелись зеленеющие кущи Барышей.
       Вот и все!...
       С этим наследством мы вошли в новую эпоху.



       Административно вся эта территория была в подчинении только что образованного Захарьинского сельсовета, в свою очередь, подчиненного Сухановскому волостному исполкому Подольского уезда.
       Пионерами заселения будущего поселка оказались железнодорожники. Они первые обратились с просьбой о выделении им земельных наделов из национализируемых церковных участков Захарьинского прихода. Им был представлен участок "Поповой рощи", с условием вырубки и раскорчевки этого лесного участка и сдачи лесоматериалов на государственные нужды.
       Напротив здания полустанка, вдоль будущей Железнодорожной улицы, закипела работа по строительству пристанционного поселка. Активистами этой стройки были Соколов Н. М., Каменов, Романов, Строев, Ефремов, Бойцов и другие. Они же стали первыми поселенцами на участке.
       В 1918 году было национализировано у сына Белоусова его предприятие, а еще позже муниципализирована его дача в Захарьинских двориках. Кирпичный завод после национализации передан в ведение Подольской местной промышленности.



       На территории поместья Дружинина возникло Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Помещичий дом вместе с парком, прудом и садом стал Домом отдыха Исполкома Коминтерна.
       В 1918 году пришла очередь национализации имущества наследника Сушкина. За этим приехал в усадьбу Сухановский председатель Колоколыциков и, как передают свидетели, в жаркий летний день встретил на дорожках парка Колоколыциков возвращавшегося из купальни молодого Сушкина с женой. Только что закончил обход и осмотр владения председатель вместе со старостой.
       - Так, вот что, Николай Николаевич, - обратился к Сушкину Колоколыциков, - давай, брат, сам раздавай скот крестьянам. Отберем ведь живность-то...
       И барин, славившийся по всей округе своими либеральными, чуть ли не революционными взглядами, не нашел ничего другого для ответа:
       - Вон за дорогой пасется стадо... Берите сами, коль ваше...
       Сказал, перекинул на другое плечо мокрое полотенце и, не говоря больше ни слова, зашагал с женою к своему дому.
       Через два дня бывшая помещичья чета покинула усадьбу, навсегда.



       В 1920 году в имении был организован совхоз, но на первых порах Хозяйство захирело и пришло почти в полный упадок. Сгорел Сушкинский дом, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными желтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился старый пруд.
       Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Еще позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в тридцатых годах, перешло в распоряжение: "Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД".
       Шло время. Отгремели залпы гражданской войны, в разрухе, в лишениях и бедности, вставала на ноги полуголодная страна, залечивая раны, нанесенные войной, восстанавливая и укрепляя хозяйство и готовясь к новым большим свершениям. Тогда мало что изменилось в районе платформы Щербинка. С проведением в общесоюзном масштабе укрупнения районов, отошло Суханово в новый Ульяновский район, и Захарьинский сельсовет со всеми своими землями стал в непосредственное подчинение Подольского Районного Исполнительного Комитета.
       К концу двадцатых годов закончился восстановительный период. Советский народ переходил к новому этапу народного хозяйства: - Индустриализации всей страны, к строительству в больших масштабах новых промышленных предприятий в переоборудованию к расширению существующих фабрик и заводов.
       Дождалось обновления и Щербинское наследие заводчика Белоусова. В непосредственной близости от старого завода, в 1928 году начал строиться новый, большой, кирпичный завод Райпромкомбината, первая очередь которого вступила в строй в 1928 году. Для строительства завода было привлечено большое количество сезонников-строителей. Покрывавший территорию будущего завода лес был вырублен и за заводом вырос рабочий городок /нынешний ЩОЗ/, построено было восемь бараков и два двухэтажных дома, из которых до наших дней дожил только один.
       С пуском нового завода, на старой его территории, вскоре организовалось еще одно райпромкомбинатовское предприятие - фабричка "Клей-Мыло". Однако злополучное "Клей-мыло" просуществовало недолго. Изрядно отравлявшее окружающую местность вредными отходами и зловонием, оно было закрыто в 1938 году, а на его месте было создано новое предприятие - Щербинский штамповочно-механический завод, вошедший в строй в феврале 1938 года.
       Документы рассказывают, что в апреле 1930 года в местах наибольшего скопления сезонников и в том числе "на платформе Щербинка" создаются амбулаторные пункты /в Щербинке, - с северной стороны нового кирпичного завода/.



       В 1930 году у железнодорожной платформы начато строительство особых путей: "Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС", известного под бытующим названием: Бутовское кольцо.
       История этого третьего предприятия Щербинки кратко:
       В марте 1918 года в Москве был создан Центральный Научно-исследовательский Институт НКПС/ЦНИИ/, одной из задач которого было изучение вопросов о максимальном увеличении скоростей отечественных локомотивов, поведение их и подвижного состава в этих условиях. Для такого исследования нужен был специальный полигон, - замкнутое путевое кольцо, а для построения такого кольца требовалась значительная площадь.
       В условиях начавшегося бурного роста столицы. НКПС такой площадки в ближайших окрестностях Москвы получить не смог. Первая возможность получения участка представилась в районе ст. Люблино Московско-курской железной дороги, однако она сразу же была отклонена т. к. в районе предполагавшихся путей лежали поля орошения.
       Вторым вариантом расположения полигона была ст. Бутово, той же дороги. На этом остановились в самом начале стройки. Но и там железнодорожников постигла неудача. Поскольку в перспективе строительства намечалась электрификация устройство полигона, последовал протест Наркомата связи, имевшего в районе кольца специальные установки, для которых соседство с высоконапряженными токами было бы не желательным.
       Окончательно участок был выбран у платформы Щербинка а кольцо сохранило свою Бутовскую вывеску. Строительство было закончено в 1932 году. У полигона стала создаваться производственно-техническая база Института, а душой строрительсятва и первым начальником "Кольца" был инженер Н. И. Белконь.
       Так были созданы три основных промышленных предприятия, которые стали стержнем, около которого стал формироваться рабочий поселок.



       С 1937 года начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск. Железнодорожники стали обосновываться на Щербинских землях. В апреле Президиум Подольского Райисполкома выносит решение от отчуждения у сельхозартели Щербинка Захарьинского сельсовета первого участка в 11,13 га, для размещения рабочих по реконструкции Московско-Курской ж. д.
       После этого последовало еще несколько решений по отвалу земель для строителей. На отведенных землях появился новый крупный застройщик: Всесоюзный трест по строительству внеклассных мостов НКПС /Мостотрест/. По характеру своего производства, основные и самые квалифицированные кадры мостовиков находились в подвижных стройорганизациях: мостопоездах и участках, с непродолжительным пребыванием их на местах строек и беспрерывно перемещающихся с объекта на объект. Интересы сохранения кадров, их закрепления, заставили руководство тогдашнего Мостотреста в лице инженера Н. А. Холина, искать возможности к созданию "оседлой" жилой базы для постоянного проживания семей строителей. Вот для этой цели и выл выбран район Щербинки, тем более, что там разворачивалось строительство большой научной базы Бутовского кольца.
       Так вдоль Серпуховского шоссе возникла цепочка двухэтажных, типовых домиков мостовиков под названием поселок Мостотреста. Основателем городка был энергичный инженер Ловцов, в короткое время развернувшееся строительство домиков, озеленение и культивирование около каждого дома.
       До сорокового года было заселено 2 и в лесах стоял третий дом.
       Одновременно с железной дорогой на отдельных землях строились бараки для рабочих строителей.



       В протоколе заседания РИК от 16 июня 1938 г. указано, что в то время уже существовал Щербинский врачебно-амбулаторный участок с контингентом:
       с. Захарьино - 415 человек
       п. Щербинка - 1492 человека
       Щербинка - 111 человек
       Жел. дор. Будки - 139 человек
       Бутовский карьер - 25 человек
       Захарьинские дворики - 72 человека
       Щербинский завод - 1004 человека
       Мальцево - 92 человека
       Сезонные рабочие - 600 человек
       Дом отдыха "Барыши" - 108 человек
       Итого 10 населенных пунктов с поселением в 4058 человек, а обслуживался этот контингент амбулаторным участком с одним врачом!
       Этот документ дает представление о населении стихийно рождавшегося поселка.
       Отчуждение земель у Щербинской сельхозартели, постановлением, РИК в феврале 1938 г. компенсировано передачей артели земельного участка 68 гектар подсобного хозяйства "Колонии им. 1 мая". В этом же 1938 г. был утвержден проект нового жилого района для Московских переселенцев, терявших жилую площадь в Москве, в связи с реконструкцией столицы, особенно ее центра.
       Таким образом в конце 1938 года был фактически создан значительный населенный пункт и совершенно закономерно и своевременно встал вопрос о его имени, статусе и вообще полном узаконении.
       Пришло время нашего рождения!







Щербинка 2002-2013