Комплексное лечение зубов в москве. Цены на лечение зубов в москве.


книги о городе
Щербинка очерк 1967 г. В. Л. Бек
Щербинка Исторический очерк 2001 г. Е. П. Зиновьев
Щербинка, город мой родной 2005 г. 30-летие города

Устав города Щербинки 2006 год
Устав города Щербинки 2001 год
История Щербинки
Щербинка в наши дни
Географическое положение Щербинки
Описание границ города Щербинки
Герб города Щербинки
Положение о Гербе
Флаг города
Положение о Флаге
Гимн города Щербинки
Песня о моем городе
Вальс Щербинки
С днем рождения, Щербинка
Песня о Щербинке


  ЩЕРБИНКА ОЧЕРК 22 мая 1967 года   
1



Глава 1. Предыстория.
Глава 2. От Октября до рабочего поселка.
Глава 3. Рабочий поселок.
Глава 3. ...Вместе со всей страной...
Глава 4. Щербинка наших дней.



В. Л. Бек


К 50-ти летию Советской власти.

Рабочий поселок городского типа
Московской области

ЩЕРБИНКА
Очерк

Исполком Щербинского Поселкового Совета Депутатов трудящихся

1967 г.



       ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

       Для составления очерка использованы фактические документы Государственного Архива Московского Облисполкома Совета Депутатов трудящихся, документы и фотографии частных лиц проживающих в Щербинке.
       Среди них: Бородкин К. М., Бородкин С. М., Москвин Л. И., Плотникова Ю. С., Тяпин В. И., Федюшкин А. С., Довтян А. А., Морозов М. Г., Яненков К. В., Кулинкович И. Н., и другие.
       Всем товарищам любезно предоставившим материалы для составления очерка, выражаю свою искреннюю благодарность.
В. Л. Бек




       Щербинка…
       Так называется крупный, городской поселок Московской области, расположившийся вдоль железной дороги Москва-Курск и шоссе Москва-Симферополь, поселок примыкающий своей северной частью к границе лесопаркового, защитного пояса столицы, а с юга и окраинам Щербинки вплотную подошли крайние кварталы индустриального Подольска.
       Родословная Щербинки уводит нас к началу прошлого века…




Глава 1. Предыстория.


       Откуда произошло название Щербинка и какие причины вызвали появление на карте нашей Родины этого населенного пункта?
       Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой…
       Еще в самом начале XIX века на месте теперешней деревни урочище Липки и Милицейского района, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов. Так и назвали крепостных:
       - Чьи, вы, мужики?
       - Да, вишь, Щербины мы…
       А позже и все сельцо стали называть: Щербинка.
       В 1812 году, при нашествии Наполеона на Москву, как рассказывают наши устные летописцы, бежал Щерб из своего поместья, зарыв где-то у прудов свои ценности. После изгнания Банапарта, Щерб в свое родовое не вернулся. С тех пор имение перепродавалось из рук в руки.



       Исследователь обнаружил документ датированный 1858-м годом, из которого следует, что в то время владельцем Щербинки была некая Б. В. Кроткова и что по ее заказу составлен план поместья.
       /Тот ценный документ сохранен и передан Поссовету жителем деревни Щербинка т. Бородкиным К. М./
       В самом начале шестидесятых годов имение перешло к Н. О. Сушкину, который сохранил свое поместье до самой революции. Сушкин был богатым ростовщиком, имел поместья в других областях и Щербинское владение использовалось им как продуктивное подсобное хозяйство. В щербинке постоянно он не проживал, проводя в ней только летние месяцы, как на подмосковной даче. Тем не менее хозяйство при нем стало доходным и благоустроенным. Крестьяне Щербинки, после, так называемого "освобождения" в 1861 году получили надел земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин.
       Вот эти - то крестьянские десятины и легли в основу будущих поселковых земель нынешней Щербинки.
       Господская часть имения тоже подверглась переделке. Жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад, позже приносивший хозяину немалый доход. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому /частично сохранившуюся до наших дней/, а над воротами красовалась надпись: "Добро пожаловать" /кому только?!/. У ворот заведена новинка, солнечные часы, все было рассчитано на большие приемы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.



       В девяностых годах хозяйством управлял некто Кудрявцев Л. И., много сделавший для организации продуктового хозяйства. Перед самой революцией в поместье было сто десятин пашни, двести десятин угодий, имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шесдесят голов и двадцать голов конного парка. В семидесятые годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием "Платформа Щербинка", по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трех верстах от железной дороги.
       Появилась станция, однако от поместья она была отделена крестьянскими полями, и Сушкин выкупает у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и сооружает на ней шоссированную дорогу на "европейский" лад, украшая ее по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на ее остатках лежит улица 40 лет Октября).
       Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы.
       В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам, дорогу, земству, но принципиальный хозяин, опасаясь, что навоз от мужичьих саврасок испортит вид барской дороги, от передачи отказался, установив в ответ еще один промежуточный шлагбаум.
       В истории Щербинки повинны также ближайшие соседи Сушкина.
       С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя все пространство между железной и шоссейными дорогами.



       Захарьино… По рассказам, село это названо в честь некого атамана Захарки, еще в XVII веке стоявшего с войском в этих местах, защищавшего Москву от татарской орды располагавшейся в селе, до сих пор сохранившем название "Ордынцы". Захарьино представляло собой большое село, имевшее в XIX веке приходскую школу, и вокруг, вместе с церковными землями, лежали помещичьи усадьбы, и по одной версии, название свое село будто бы получило по имени одного из владельцев помещика Захарова. Именно на Захарьинских землях, на жирных красных глинах предприимчивый купчик заложил еще в конце XIX века кустарное кирпичное производство.
       Как повествует писатель Г. Нагаев в своем романе "Новый век", заводик в Щербинке или "Воробинке", как зашифровал ее автор купила компания "Зингер" для строительства своего завода Зингер в Подольске в 1900 году. После окончания строительства завода "Зингер" в Подольске, Щербинский кирпичный завод был снова продан и вскоре перешел во владение мелкому предпринимателю В. В. Белоусову, который несколько расширил производство, подновив оборудование, хотя в целом предприятие продолжало оставаться полукустарным. Распологался заводик на месте нынешней "Металогалантереи". Там же распологались бараки рабочих и небольшой одноэтажный домик, в котором было в одной половине квартира Белоусова, а в другой - контора предприятия.
       Маленькому полукустарному заводику красного кирпича, суждено было в последствии стать колыбелью будущей индустриальной Щербинки…!



       А что она представляла собой в это время?
       От платформы вправо уходила дорога к старинному селу Никольское и Остафьево, и дальше к суконной фабрике Баскакова (теперь фабрика имени 1-го Мая). Еще южнее справа от железной дороги на возвышенности лежало имение помещика Дружинина Барыши с парком, прудом и большим фруктовым садом. А от кирпичного завода к Подольску значительная часть Захарьинских земель была закрыта от дороги частоколом белых берез и дубняка, - обыкновенным русским лесом, с его бересклетовыми подлесками, бархатисто-зелеными опушками, с бурыми округлостями шапок на белых, мясистых ножках боровиков в глухих чащобах…
       И, казалось, не было никаких признаков на то, что на месте этих тихих дубрав, меньше чем через полвека, широкими асфальтовыми улицами развернется большой, многотысячный поселок - город.







Щербинка 2002-2013